Mukumov.ru

Рамочные условия для ГЧП: дальнейшее развитие

📒 Создание рамочных условий для реализации ГЧП — последовательный и поступательный процесс.

Вот и Республика Узбекистан внесла изменения в ряд законов, в том числе и в закон о ГЧП от 2019 года
Сам закон в старой редакции можно посмотреть здесь

Вкратце об изменениях:

💰 появилась возможность привязки цены товаров (работ, услуг) в рамках проектов ГЧП к иностранной валюте.
+ это важно на этапе становления рынка ГЧП, в целях снижения валютного риска для частных партнеров
валютный риск не может быть полностью и бесконечно распределен только государству
что предстоит сделать: при подготовке проектов ГЧП оценить, насколько такая привязка к валюте целесообразна не только с точки зрения макроэкономической ситуации в стране, но и в отдельно взятом проекте.
Существуют и затраты в проекте, которые не привязаны к иностранной валюте — к примеру, затраты на рабочую силу

🔗 концессии, как и положено, теперь регулируются исключительно законодательством о ГЧП и являются таким образом одной из форм ГЧП
+ наконец-то устаревший и неработающий закон, принятый аж в 1995 году, утратил свою силу

🔑 появилась возможность реализации проектов ГЧП с платой за доступность
+ это открывает возможности для строительства, в первую очередь школ и больниц, также возможно и применение в коммунальном секторе
потребует переосмысления роли государства при реализации проектов — ведь плата за доступность предполагает бюджетное финансирование на весь срок реализации проекта

🧰 четко прописано, что возможна специальная проектная компания, создаваемая победителем конкурса
+ открываются возможности для проектного финансирования
местные финансирующие организации, равно как и законодательство, регулирующее банковскую деятельность, могут быть не готовы к работе с только что созданной проектной компанией

🕹 решен институциональный вопрос: когда за проект конкурируют различные министерства, определение государственного партнера производится Кабинетом Министров по представлению Агентства ГЧП
+ в случае спора за «вкусный проект» есть механизм решения, включающий в себя Агентство ГЧП
в принципе не должно возникать такого «ручного» решения вопроса, кроме того, остается возможность «запустить» проект не по пути ГЧП, а по пути инвестиционного законодательства

🎉 также Кабинет министров устанавливает размер разового платежа частного партнера при успешном подписании документов по итогам конкурса
+ эти средства могут быть направлены, в том числе, и на компенсацию затрат по подготовке документов по проекту
остается риск, что эти средства будут потрачены на вознаграждение лиц, работающих в Агентстве ГЧЧП

⛺️ введены в периметр проектов ГЧП местные органы власти
+ учитывая, что земельные вопросы — это их прерогатива, то это несомненный плюс
на этапе оценки проекта необходимо будет вовлечение в переговоры представителей органов власти на местах и это может удлинить сроки подготовки проекта

🧩 земельные участки выделяются без аукционных процедур
+ тут только плюсы

🧨 исключили финансирующие организации из сторон соглашения о ГЧП
прямые соглашения теперь вне соглашения о ГЧП, что, конечно очень жаль, ведь госпартнер может не захотеть подписывать дополнительные соглашения, которых не было в составе конкурсной документации

🎁 при подаче частной инициативы:

  1. частный партнер должен соответствовать квалификационным требованиям
    + теперь просто абы кому не подать частную инициативу
    — трудно бывает сформировать одни-единственные для всех проектов квалификационные требования
  2. другие претенденты также должны соответствовать квалификационным требованиям
    + отсеиваются просто «прохожие»
    — нечетко прописанные квалификационные требования могут привести к ограничению участия в конкурсных процедурах опытных участников
  3. проводятся переговоры с инициатором, если никто не выскажет заинтересованности
    + проводятся переговоры по всем пунктам представленной частной инициативы
    — на переговоры дается нереально малый срок — 60 дней
  4. затем проводится только одноэтапный тендер среди тех, кто подал выражение о заинтересованности и инициатором
    + проводится тендер
    — почему-то затем проводится именно одноэтапный конкурс… мол, предквалификация уже был проведена.
    Но это противоречит международной практике, в соответствии с которой частная инициатива — это есть концепция проекта и далее весь процесс идет по процедуре организации конкурсных торгов, в том числе и двухэтапных конкурсов
  5. если инициатор не выигрывает конкурс, то ему компенсируются фактические расходы на подготовку частной инициативы
    + что вообще что-то компенсируется
    — фактические расходы не прописаны детально

📤 сведения о проектах ГЧП, размещаемые на сайтах государственных органов, включают в себя место проекта, отрасль, сроки, тарифы, стоимость проекта и объем и виды государственной поддержки
+ проактивное раскрытие информации
нет понимания, какая информация будет публиковаться при мониторинге проекта

🪡 оговорка об изменениях в законодательстве, вступивших в силу после заключения соглашения о ГЧП, и приведших к ухудшению финансовой ситуации частного партнера, теперь указывает, что частный партнер имеет право на увеличение своих доходов,
+ он еще должен это доказать
исключение — если это не касается изменения налогов и сборов…

👌 детально описаны виды не только финансовой и в принципе виды государственной поддержки ГЧП
+ соглашение о государственной поддержке подписывается от имени Республики Узбекистан
согласование господдержки с Минфином производится на этапе утверждения концепции. А потом, в процессе подготовки проекта уже нет возможности изменить это?

🔎 нашли отражение прямые и условные обязательства
+ только плюсы

В целом изменения оставляют приятное послевкусие…🫖

Share on facebook
Facebook
Share on twitter
Twitter
Share on linkedin
LinkedIn
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp