Mukumov.ru

ГЧП Продажа акций

Доходность в 31% годовых на акционерный капитал (проект M25, UK)

Источники: National Audit Office analysis; HM Treasury PFI database; Connect Plus (M25) financial accounts

Немного истории
В 2008 году компания Highways England (аналог Управления автомобильных дорог на постсоветском пространстве) объявила о проведении тендера на право подписания 30-летнего контракта на условиях ГЧП на расширение двух участков автомагистрали M 25 (Лондонской «кольцевой» дороги) и содержание/эксплуатацию
125-мильного участка дороги, включая огромный Дартфордский переход (Dartford Crossing).

Общая стоимость капитальных вложений в проект составила около
1 миллиарда фунтов стерлингов.

Победителем тендера стала специальная проектная компания
Connect Plus, которую учредили четыре акционера: проектировщики и строители Balfour Beatty и Skanska выкупили по 40% акций каждый, а консультанты Atkins и французская инженерная группа Egis — по 10%.

Финансовые особенности
В начале проекта эти четыре акционера вложились в уставный капитал компании, что называется, по номиналу, и затем, на этапе строительства предоставили акционерные займы проектной компании Connect Plus на общую сумму 200 млн. фунтов стерлингов. Остальная часть первоначальных инвестиций была предоставлена в виде кредитов от банков.

По информации, представленной National Audit Office, за 6 лет, в период с 2009-10 по 2015-16 годы акционерам было выплачено процентов по займам в общей сложности 113 млн. фунтов стерлингов и дивидендов на акции (выплаты начались в 2013-14 годах) в размере 44 млн. фунтов стерлингов.

В 2016-17 годах два первоначальных акционера, Skanska и Atkins, продали свои доли, составлявшие в общем 50% уставного капитала Connect Plus за
330 миллионов фунтов стерлингов.

С учетом сроков движения денежных средств годовая норма доходности была оценена в размере около тридцати одного процента (включая проценты, дивиденды и выручку от продажи) за восьмилетний период с 2009-10 гг. по 2016-17 гг. на инвестиции (выкуп акций и акционерный займ) в размере чуть более 100 млн фунтов стерлингов.

В 2018 году и Balfour сообщил, что также продал 20% акций проектной компании Connect Plus частной инвестиционной компании Dalmore Capital за 165 млн. фунтов стерлингов.

Что дальше?
По расчетам компании Highways England, в период с 2017-18 по
2039-40 годы компания Connect Plus будет получать в среднем около
350 млн. фунтов стерлингов в год (в общей сложности 8 млрд. фунтов стерлингов). Это позволяет оплатить текущие работы по эксплуатации и техническому обслуживанию, обеспечить возврат средств акционерам, а также погасить банковские кредиты, которые в настоящее время составляют около 1 миллиарда фунтов стерлингов…

Напомним, что госкомпания Highways England выплачивает Connect Plus единую плату, рассчитанную, с учетом инфляции, на основе обеспечения доступности и набора показателей эффективности, установленных в соглашении.

Как и большинство проектов PFI, Connect Plus несет риск того, что расходы, необходимые для обслуживания дороги, могут превысить платежи, поступающие от Highways England, и что сроки необходимых расходов могут отличаться от расчетных.
Connect Plus уступил большинство ключевых рисков, связанных с вычетами в рамках договора на эксплуатацию и техническое обслуживание своим подрядчикам на весь оставшийся срок концессии.

Подрядчиком по эксплуатации и техническому обслуживанию является совместное предприятие, в состав которого входит компания Balfour Beatty Civil Engineering Ltd. (Balfour Beatty), WS Atkins Ltd. и Egis Road Operation UK Ltd.
Если внимательно присмотреться, то опять, что называется «все свои».

В июле 2018 года уже новые акционеры приняли решение о выпуске
20-летних облигаций на 889 миллионов фунтов стерлингов.
Но это уже другая история…

Технические моменты
С момента подписания соглашения в 2009 году Connect Plus выполнило работы по модернизации более чем 100 км главной лондонской кольцевой дороги — автомагистрали M25.
Эти работы были завершены в 2015 году. Согласно соглашению, Connect Plus должно поддерживать и эксплуатировать дорожную сеть в течение оставшегося срока концессии.

Сеть автомобильных дорог M25 включает в себя 200-километровую кольцевую автодорогу вокруг Лондона, около 200 км радиальных магистральных дорог и несколько сложных сооружений, в том числе Дартфордский переход, пересекающий реку Темзу к востоку от Лондона. Магистральные дороги сети облегчают доступ в аэропорты Хитроу, Гатвик, Стэнстед, Лутон и Лондон-Сити.

Выводы
Этот пример показывает, что в некоторых сделках ГЧП на условиях PFI инвесторы в акционерный капитал могут получить высокую инвестиционную доходность, особенно, когда акции были проданы после строительства и введения в строй объекта.

Чем же обусловлена такая высокая доходность?
А. Тем, что новый инвестор, купивший акции проектной компании, готов к низкой, но безрисковой доходности, поскольку проект находится уже в операционной фазе с более низким уровнем риска (риск строительства и первых периодов эксплуатации позади) или же
Б. Проект, в данном случае по модернизации автомагистрали, является более прибыльным, чем прогнозировалось изначально.

Кстати, высокая доходность акций специальной проектной компании, вовсе не означает, что затраты для государственного сектора выросли. Это мы отдельно разберем на нашей программе подготовки специалистов ГЧП APMG PPP International.

Что делать?
Очень напрашивается — государству, прям немедленно, прям с завтрашнего дня
(i) ввести ограничения на доходность акций при ГЧП, или
(ii) ввести ограничения на объем акций, которые могут быть проданы, или
(iii) разработать какой-либо механизм распределения прибыли, полученной от продажи акционерного капитала.

Но такими сумбурными действиями можно и отпугнуть инвесторов…

Share on facebook
Facebook
Share on twitter
Twitter
Share on linkedin
LinkedIn
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp