Одно из таких инновационных решений — это социальные облигации. Одна из особенностей таких облигаций — оплата на основе достигнутого результата.
Если кратко, то суть заключается в следующем: группа инвесторов заключает договор с государственным органом/ правительственной организацией с условием, что их инвестиции будут вознаграждены при условии достижения конкретного социального результата.
Затем инвесторы отбирают компании, которые, как кажется им, смогут своими действиями достичь желаемого социального результата.
Стоит ли упоминать, что сами инвесторы собирают деньги с рынка при помощи упоминаемых социальных облигаций?
Социальные облигации применяются в социально-преобразующих инвестициях (Impact Investing), в одном из способов устойчивого инвестирования.
О других категориях устойчивого инвестирования, а именно о социально ответственном инвестировании (Socially Responsible Investing — SRI) и об инвестировании с учетом экологических, социальных и управленческих факторов (Environmental, Social and Governance — ESG) следует упомянуть особо.
Например, типичная стратегия SRI исключает из портфеля акций компании, которые производят такие вещи, как табак, огнестрельное оружие или алкоголь.
А вот если говорим про ESG, то в последнее десятилетие факторы ESGпривлекли большое внимание инвесторов, осознавших существенность рисков, которые выходят за рамки обычного анализа финансовой отчетности.
Например, если компания получает больше прибыли, потому что она не утилизирует надлежащим образом токсичные отходы, существует юридический риск, связанный с таким небрежным поведением.
Другим примером может служить повышение рентабельности за счет столь низких выплат, что работники вынуждены обращаться за государственной помощью, ссылаясь на социальные риски с потенциальными последствиями, такими как забастовки или вмешательство государства.
Итак, если мы имеем дело с социальными облигациями в международном понимании этого термина, то такая структура распределяет риск достижения социального успеха на инвесторов, а государство при этом платит только за общественно значимые и проверяемые результаты и, соответственно, извлекает выгоду из достигнутой экономии.
Десять лет назад Министерство юстиции Великобритании и компания Social Finance достигли договоренности, что будет реализована программа помощи недавно освобожденным заключенным, осужденным на короткий срок.
Был осуществлен выпуск социальных облигаций, на сумму в $5 mln, которые были размещены среди 17 инвесторов. Затем вырученные средства были переданы некоммерческим организациям (см.ниже), которые и оказывали помощь этим заключенным.
Правительство согласилось на выплаты держателям облигаций по «скользящему» принципу: чем меньше количество вышедших на свободу заключенных совершает повторные преступления, тем больше денег получают частные инвесторы.
Инвесторы, в свою очередь, наняли некоммерческие организации, имеющие опыт и программы, ставящие своей целью снижение рецидивов (повторных приговоров).
Кто же эти некоммерческие организации?
Фонд St Giles — поддержка во время нахождения в тюрьме, встреча при выходе из тюрьмы и дальнейшая поддержка в обществе.
Ormiston Trust — оказание поддержки семьям заключенных во время их пребывания в тюрьме и после освобождения и т.д.
И, наконец, такой подход приносит большую пользу обществу благодаря снижению уровня преступности.
В статье использованы материалы отчета Social Impact Bonds: Unlocking investment in rehabilitation, September 2010 и материалы сайтов
www.socialfinance.org.uk
http://www.data.gov.uk/SIB_knowledge_box/
https://www.gov.uk/social-impact-bonds
http://www.socialfinance.org.uk/work/sibs
http://en.wikipedia.org/wiki/Social_impact_bond
http://mckinseyonsociety.com/social-impact-bonds/
http://nonprofitfinancefund.org/pay-for-success
https://pitchbook.com/