Mukumov.ru

Пересмотр договоров ГЧП: накроет ли волна?

4 ноября состоялась презентация для служащих Азиатского банка развития, посвящённая судьбе проектов ГЧП в это непростое время.

Государственно-частное партнерство в условиях стресса — пандемии: увидим ли мы волну переговоров по изменению основных условий?

В результате пандемии COVID-19 многие проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) испытывают серьезный стресс, и существует большая вероятность того, что это в конечном итоге приведет к тому, что проектные компании (SPV) попросят правительства пересмотреть условия контрактов.

Если на самом деле в течение следующих нескольких месяцев поступит большое количество таких запросов на пересмотр условий, это станет огромным бременем для отраслевых министерств и фискальных органов с их ограничениями по бюджету, и правительствам необходимо будет обеспечить проведение таких переговоров по пересмотру прозрачным образом и с сохранением «соотношения цены и качества» проектов.

Презентацию для сотрудников Азиатского банка развития 4 ноября 2020 года на тему «Обеспечение прозрачности и подотчетности при пересмотре условий договоров государственно-частного партнерства» можно скачать здесь.

Презентация начинается с определения «повторных переговоров», которые включают изменение основных первоначальных условий контракта о ГЧП, в отличие от простых корректировок, которые происходят в соответствии с положениями договора.

Далее в презентации рассматривается выборка проектов ГЧП, которые достигли финансового закрытия в период с 2005 по 2015 год, и было обнаружено, что треть первоначальных контрактов была пересмотрена.

Учитывая, что многие проекты из представленных все еще продолжаются, а не прервались, на самом деле реальная распространенность повторных переговоров может быть еще выше,

Также было отмечено, что пересмотр условий проектов ГЧП особенно распространен в транспортном и водном секторах, и что запросы на такой пересмотр условий исходят как от частного сектора, так и от правительства.

В презентации рассматриваются вопросы и опасения, возникающие в результате повторных переговоров, при этом ключевым моментом было то, что при повторных переговорах «конкурентная напряженность», которая присутствовала на этапе закупок, больше не существует — в том смысле, что повторные переговоры происходят непосредственно между правительством и существующей частной проектной компанией, и нет других «претендентов».

Это затрудняет для правительства обеспечение того, чтобы пересмотренная сделка по-прежнему обеспечивала «соотношение цены и качества» для правительства и для общества, использующих объекты инфраструктуры.

В качестве иллюстрации проблем, которые могут возникнуть, если пересмотр условий не проходит должным образом со стороны правительства, были представлены два примера «неудач пересмотра условий», а именно португальский проект моста Васко да Гама, где инициированный правительством пересмотр условий привел к значительной реструктуризации сделки в пользу частной проектной компании, и пресловутые неоднократные перезаключения Oderbrecht в Латинской Америке, где строительная компания Oderbrecht систематически выигрывала ГЧП и другие контракты, подавая очень низкие цены, а затем подкупала чиновников, ответственных за последующее пересмотр этих контрактов и пересматривала контракты.

Но в то же время есть и положительный пример процесса пересмотра условий договора ГЧП.

Основная часть презентации представляет собой подробное «тематическое исследование» успешного пересмотра условий договора, проведенного правительством штата Виктория, Австралия, в отношении ГЧП по трамвайному сообщению в Мельбурне.

В презентации обсуждались финансовые модели, а также другие инструменты и методологии, используемые этим правительством для обеспечения того, чтобы при повторных переговорах сохранялось «соотношение цены и качества» и чтобы они проходили прозрачным и полностью контролируемым способом.

Интерес представляют девять «наставлений» о том, как правительства должны вести переговоры о пересмотре условий ГЧП.

И затем, в презентации для Азиатского банка развития была затронута проблема пересмотра условий ГЧП, которая возникла и может возникнуть в результате нынешней пандемии, в том числе обсуждение политики, проводимой в настоящее время в Соединенном Королевстве и различных странах континентальной Европы, а также упоминание об активных шагах, предпринимаемых правительством Филиппин.

Отчасти благодаря активным консультациям, которые в настоящее время проводятся между правительствами и частными проектными компаниями во многих странах, мы еще не наблюдаем «цунами» запросов на пересмотр условий.

Однако, как указано выше, в течение следующих нескольких месяцев может поступить большое количество таких запросов. Соответственно, правительства должны действовать уже сейчас, чтобы создать необходимые механизмы управления для проведения нескольких повторных переговоров о ГЧП, вызванных пандемией, чтобы гарантировать, что эти повторные переговоры будут проводиться прозрачно и успешно.

This article is part of a series that appears on the website of Moseley Infrastructure Advisory Services (MMM Infra) at www.mmminfra.com It has been written by Mark Moseley, the Principal of Moseley Infrastructure Advisory Services (Mark.Moseley@MMMInfra.com). Unless otherwise noted, the copyright in this article is owned by Moseley Infrastructure Advisory Services. The article is made available for use under a Creative Commons Attribution 3.0 Licence, whereby users are free to copy and redistribute the contents of the article, if they give credit to the author, and clearly indicate any changes that have been made.

Share on facebook
Facebook
Share on twitter
Twitter
Share on linkedin
LinkedIn
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp