Mukumov.ru

Особенности проекта ГЧП в Намангане

Управление проектом ГЧП

Есть чрезвычайно важный момент, который, по моему, упущен в этом проекте — не создана рабочая группа, с участием МинЖКО, Минфина, хокимията Намангана и района, Агентства ГЧП и акционерного общества «Узсувтаъминот» — предполагаемого государственного партнера.
Обычно в эту группу еще приглашают независимого финансового и независимого технического эксперта

Эта рабочая группа должна регулярно, минимум один раз в неделю, принимать решения по различным вопросам: критериям отбора частного партнера, структуре сделки, основным условиям соглашения о ГЧП, предполагаемой господдержке, особенностям конкурсной документации, вопросам, связанным с землей, экологией, местными сообществами и т.д. и доводить до своих руководителей ведомств принятые решения или варианты таких решений…

В дальнейшем, когда будет заключено соглашение о ГЧП, в эту группу добавятся представители частного партнера и эта группа, по идее, должна обеспечить преемственность всех принятых решений и обсуждение проблемных вопросов, так сказать в «досудебном порядке»

И конечно очевидно, что члены рабочей группы не могут быть членами тендерной комиссии — это совсем другая работа…

Без такого рабочего органа согласовать параметры проекта, в первую очередь бюджетные средства, будет сложно

Подготовка проекта ГЧП

Прежде чем переходить к отбору частного партнера, необходимо все-таки подготовить целый ряд документов, описывающие следующие моменты:

Юридические моменты
— проекты тендерной документации (квалификационные требования, критерии и т.п.)
— проекты всех соглашений: о ГЧП, о господдержке, о выделении земли, о гарантиях оплаты, и т.д.
— провести анализ нормативной базы Узбекистана, насколько нет противоречий со структурой проекта предполагаемого ГЧП и т.д.

Каждый раз юристы на этом этапе отмечают, что есть в законе о ГЧП Республики Узбекистан, одно препятствие, которое мешает полноценной реализации проекта ГЧП в стране.
Это статья, в соответствии с которой соглашение о ГЧП заключается с победителем тендера. На самом же деле соглашение заключается со специальной проектной компанией (Special Purpose Veicle, SPV) – новой компанией, которая создается победителем (консорциумом) в Узбекистане для осуществления проекта.

Кстати, вопрос, а может ли само государство в этом СПК (SPV) быть участником? Ответ: да, может. То же АО «Узсувтаъминот» может войти в состав учредителей

Технические моменты
Построить КОС несложно — в год по всему миру их вводится в эксплуатацию, если не тысячи, то сотни точно.
И можно в этом проекте ГЧП поставить перед собой красивые цели:
1) снизить количество неочищенных стоков в Сырдарью
2) очистить стоки и направить часть очищенной воды на ирригацию на близлежащие поля или на полив газонов в самом же Намангане
3) подготавливать осадок в товарном виде и продавать его, к примеру в цементную промышленность или использовать его в качестве удобрения в сельском хозяйстве…

… и совсем выглядящая фантастически цель
4) получение метана (при сбраживании осадков сточных вод) и использование его для тепла (сушки или подогрева осадка) и даже выработки электричества
Вот это было бы красиво…

Первые три цели могут и должны быть достигнуты в этом проекте, а вот на реализацию четвертой задачи потребуется время, пока технологии не станут дешевле. Или можно попросить денег у доноров, озабоченных «зелеными» технологиями на финансирование строительства метантенков и мини ТЭЦ (на ~15-20 мВатт) в рамках проекта…

Также нужно ответить на вопросы: какая инженерная вооруженность площадки? какова будет максимальная мощность КОС? как объем стоков будет распределен по времени ? и т.д.

Коммерческие вопросы
— финансовая модель с учетом технических моментов
— зондирование рынка: переговоры с потенциальными участниками
— структура проекта с описанием рисков коммерческого плана, политического риска и т.д. и
— распределение рисков среди сторон и т.д.

Этот перечень вопросов, на которые надо получить ответы и он далеко не полный…

Тендерный процесс

Сразу надо отметить — в Узбекистане нет нормативно закрепленных требований к конкурсным процедурам ГЧП проектов. Фактически каждый раз отдельно по каждому проекту ГЧП формируется своя тендерная документация (требования к участникам, процедурные моменты, критерии оценки, «вес» этих критериев и т.д.)

Мое личное мнение — это правильно, так как все вопросы в нынешней правовой базе прописать сложно, и, кроме этого, у каждой из международной финансовой организации, являющейся консультантом по сделке — свои конкурные процедуры. У Азиатского банка развития — свои, у Международной финансовой корпорации — свои, у Азиатского банка инфраструктурных инвестиций — свои и у ЕБРР также свои…

Этап «Запрос заинтересованности»
Итак, вернемся к проекту.
Республика Узбекистан в августе 2020 года предложила частным компаниям принять участие в тендере на проектирование, финансирование, строительство и эксплуатацию станции очистки сточных вод на условиях ГЧП в Намангане. Объявлен запрос на выражение заинтересованности

Думаю, свою заинтересованность выскажут компании, уже имеющие опыт в строительстве и эксплуатации очистных сооружений из Объединенных Арабских Эмиратов, из Испании, из Бахрейна, Франции, Германии, США, Египта, России и т.д.
Сколько компаний выражут свою заинтересованность? Судя по интересу к Узбекистану, минимум 50.

После получения выражения заинтересованности от частных компаний государственная сторона (Министерство жилищно-коммунального обслуживания, Акционерное общество «Узсувтаъминот» и Агентство по развитию государственно-частного партнерства) по идее должны повстречаться с этими компаниями и обсудить с ними проекты документов для участников тендера, выслушать их предложения.

Сколько будет таких встреч? Ровно столько, пока сами государственные и потенциальные частные партнеры не поймут все особенности проекта))

Этап «Предварительная квалификация»
Предквалификация будет основываться на оценках «прошел/не прошел». Может быть и другой вариант: оценивается каждый критерий неким количеством баллов. Кто набрал меньше определенного порога (предположим, 75 баллов из максимальных 100) — «до свидания» — не прошел

Компании (строители, операторы, производители оборудования, инжиниринговые компании и т.д.) и собираются в консорциумы, чтобы дополнять друг друга квалификацией и опытом

Что обычно правительства включают в перечень необходимых квалификаций?
Возможности компании: сколько лет на рынке, выручка, сколько работников?..
Опыт: минимум, предположим, три аналогичных проекта в течение последних 5 лет
Работники: наличие опытного персонала на ключевых позициях и т.д

Пример квалификационных требований в проекте ГЧП
В признанном удачным проекте по строительству на условиях ГЧП канализационных очистных сооружений в Каире (Египет) предварительную квалификацию прошли 5 консорциумов.
Давайте рассмотрим, какой опыт «выложил на стол» консорциум из двух компаний, который затем выиграл сам тендер.
Компания Aqualia: проектирование, строительство и эксплуатация канализационных очистных сооружений Arroyo Culebro в Мадриде (мощность КОС — переработка 130 тыс. куб. м. в день), эксплуатация КОС в Oviedo (Испания) (170 тыс. куб. м. в день) и Río Lagares в Vigo, Испания (130 тыс. куб. м. в день), и проектирование и строительство КОС в китайской провинции Anhui (100 тыс. куб. м. в день)
Компания Orascom: строительство установки по опреснению морской воды в Hamma в Алжире (200 тыс. куб. м. в день), строительство линии метро в городе Каире (Египет) и Железнодорожный мост Эль-Фердан, самый длинный в мире разводной мост, который проходит с запада от Суэцкого канала на восток в Синай (Египет)

Если квалификационный отбор пройдет такое же количество — 5-6 консорциумов — это будет нормально. Хуже, когда уровень критериев отбора настолько низок, что его преодолеют 40 или 50 заявок — это ж со всеми потом столько возиться на последующих этапах!
Или наоборот, критерии будут настолько жесткие, что только одна компания и пройдет отбор…

Обычно проект соглашения о ГЧП и сопутствующие ему документы, типа соглашения о государственной поддержке проекта, обсуждаются только с теми компаниями, которые прошли предквалификационный отбор. Им направляются все документы вместе с Запросом предложений

Этап «Запрос предложений»
Прежде чем запускать этот этап, много чего придется сделать рабочей группе и консультантам

Во-первых, подготовить проекты всех документов, которые будут подписываться в рамках соглашения. А таких как минимум, два — само соглашение о ГЧП и соглашение о государственной поддержке
Во-вторых, к этому этапу уже должны быть укрупненно описаны технические параметры, что называется «на выходе». Имеется в виду не детальные технические решения, с указанием производителей, а общие параметры — объем стоков, качество очистки и т.д.

Итак, предположим, у нас есть 5 или 6 компаний, прошедших квалификацию.
Теперь собираем всех и едем в Наманган, прям на очистные, даем им возможность ознакомиться на месте (site visit)

После этого проводим встречи с руководством отобранных участников и отвечаем на их вопросы, выслушиваем мнения и предложения. Вносим изменения в документы

И много чего еще предстоит сделать — как минимум согласовать с Министерством финансов весь пакет документов, касающийся выделения средств из бюджета…

Итак, все документы подготовлены и госпартнер готов к этапу «Запрос предложений».
Обычно на тендер по строительству и эксплуатации КОС на условиях ГЧП подают два типа предложений:
А. Техническая часть
Б. Финансовая часть

В технической части оценка происходит по принципу «удовлетворяет/ не удовлетворяет» по критериям, таким как:
— доступ к финансовым ресурсам
— ключевой персонал
— необходимое для проекта оборудование
— субподрядчики и т.д.
А вот с финансовой частью посложнее, примеры критериев:
— срок проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию
— стоимость с учетом дисконтирования
— размер платы за доступность, за эксплуатационные расходы и т.д.

Предпочтительный участник и переговоры с ним
Чья заявка лучше, тот и выиграл. Как подсчитать критерии и определить «предпочтительного» участника?
Методы подсчета, равно как и критерии, могут быть разными, не будем отнимать хлеб у консультантов…))

А затем проводятся переговоры с этим предпочтительным участником — еще не победителем.
А почему, а зачем? Ведь все документы закреплены в тендерной документации?

Может быть такая ситуация, когда:

  • требования в рамках процедуры запроса предложений или проект контракта могли быть неясными, и толкование этих требований у сторон разное
  • проект договора мог быть неприемлемым для кредиторов предполагаемого частного партнера — ведь банки начинают исследовать документы уже после того, как подведены итоги тендера (особенно когда касается предлагаемого распределения рисков)
  • формулировка в проекте соглашения о ГЧП могла предполагать, что участник тендера будет удовлетворять каким-либо требованиям , но предпочтительный участник торгов мог выбрать другое решение, которое, тем не менее, соответствует требованиям тендера.
    Например, в практике встречались случаи, когда тендер допускал инвестирование собственных средств частного партнера в форме уставного капитала и акционерного займа, а в самом соглашении указывалось, что собственный капитал состоит только из уставного капитала
  • предложение участника торгов, возможно, было достаточно четким для целей оценки в рамках тендера, однако некоторые детали, которые не имели существенного значения для оценки его заявки, могут быть неясными или плохо сформулированными, и госпартнер, возможно, пожелает договориться о более четких и точных формулировках…

И это только начало жизни проекта, дальше будет еще интереснее

Share on facebook
Facebook
Share on twitter
Twitter
Share on linkedin
LinkedIn
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp