Ну что, двигаемся дальше?
В комментариях к предыдущей части меня попросили, чтобы больше внимания уделил государственно-частному партнерству в социальной сфере и примеры приводил из системы Private Finance Initiative (PFI), действовавшей до недавнего времени в Великобритании.
Ну что ж, извольте…
Вверху, на прикрепленной картинке прогноз, сколько надо выплачивать правительству Великобритании за построенные на условиях ГЧП объекты.
Мы видим, что Министерство здравоохранения использовало систему PFI (напомню: PFI = проектирование, строительство, финансирование, техническое обслуживание — частный партнер, а услуги врачей/учителей — за государством) для более крупных капиталовложений, чем любое другое Министерство (13 млрд. фунтов стерлингов).
За два предыдущих года органы здравоохранения выплатили в общей сложности 2 млрд. фунтов стерлингов, что составляет 1,7 процента от общего объема денежных средств, выделенных Министерству здравоохранения и социального обеспечения.
Примерно половина текущих ежегодных расходов на PFI связана с погашением долга (кредита) частного партнера и затратами на финансирование (проценты и дивиденды). Оставшаяся сумма, выплачиваемая Минздравом, являются расходами на обслуживание — расходы на эксплуатацию и содержание объектов.
Пропорции между (i) расходами на погашение долга, (ii) расходами на проценты и (iii) расходами на обслуживание, будут меняться с течением времени по мере погашения долга и, конечно, будут иметь различия от проекта к проекту.
Расходы на обслуживание и текущий ремонт в проектах ГЧП увеличиваются каждый год в соответствии с показателем инфляции индекса розничных цен — так заложено в соглашениях о ГЧП.
Но есть и случаи, когда и весь платеж, а не только плата за обслуживание, увеличивается с ростом инфляции. Это тема отдельного разговора…
Так что страны, начинающие внедрять процесс ГЧП в социальной сфере, должны понимать, какие расчеты их ждут в будущем…