Mukumov.ru

Как в Африке считают условные обязательства

Минэкономразвития России подготовило законопроект, который направлен на совершенствования процедуры проведения оценки заключения концессионных соглашений/ соглашений о ГЧП.

По большому счету изменения коснулись только процедуры согласования.

Чуть подробнее:

В случае, если решением о заключении концессионного соглашения предусмотрено согласование проекта концессионного соглашения с органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления, концедент в целях согласования проекта концессионного соглашения направляет таким органам:

  • проект концессионного соглашения, а также
  • информацию об обстоятельствах, указанных в проекте концессионного соглашения, наступление которых может повлечь за собой дополнительные расходы бюджетов, по форме, утвержденной Министерством финансов РФ — информацию о бюджетных рисках.

В каком виде, с какой периодичностью и кто должен будет предоставлять/ проверять эту информацию бюджетных рисках — на эти вопросы предстоит ответить минфину в разрабатываемых методиках.

А пока давайте посмотрим, в какой форме министерства финансов других стран собирают и публикуют информацию о таких бюджетных рисках.

Возьмем свеженький, за 2020 год, отчет казначейства Южной Африки.

Читаем внимательно раздел Е «Государственно-частное партнерство».

В большинстве федеральных и региональных ГЧП присутствуют гарантии министерства финансов и, соответственно, создаются условные обязательства. Правительство же несет условные обязательства только в случае расторжения контракта. В проектах ГЧП, основанных на единых платежах со стороны государственного партнера (к примеру, платежах за доступность), условные обязательства со стороны государства по выплате компенсации частному сектору возникают, если контракт расторгается до истечения срока его действия.

Соглашения ГЧП налагают на правительство и другие бюджетные обязательства, которые формально не определены как условные.

К примеру, правительство обычно гарантирует минимальный доход в проектах, в которых частный партнер собирает платежи с пользователей.

Национальное казначейство использует четырех ступенчатый процесс утверждения приемлемости условных обязательств, вытекающих из соглашений, и плюсом контролирует эти обязательства на постоянной основе в течение срока соглашения о ГЧП.

Существуют различные категории условных обязательств, в зависимости от того, является ли их прекращение результатом дефолта частного сектора, дефолта правительства или из-за форс-мажорного обстоятельства — события, неподконтрольного любой из сторон.

Компенсация зависит от причины расторжения контракта, но расторжение контракта в связи с невыполнением обязательств государством обычно приводит к наибольшей компенсации из этих трех случаев.

В таблице показаны суммы условных обязательств при потенциальном расторжения контракта в разбивке по уровням органов власти на 1 января 2021 года.

Самый большой вклад в объем правительственных условных обязательств сделал проект по строительству скоростной железнодорожной линии Gautrain.

Как говорится в отчете, правительство управляет рисками, вытекающими из условных обязательств ГЧП, путем тщательного мониторинга результатов деятельности каждой из сторон в сравнении с их договорными обязательствами и обеспечения соблюдения регуляторных требований.

Улучшение количественной оценки условных обязательств

На 34 действующих проектов на условиях ГЧП приходится 2% общего бюджета расходов на инфраструктуру государственного сектора, и поэтому считается, что они не создают значительных рисков для бюджетной системы. Тем не менее в среднесрочной перспективе ожидается, что эта доля будет увеличиваться по мере разработки проектов через созданный Инфраструктурный фонд.

В ожидании этого увеличения Национальное казначейство усовершенствовало методологию, используемую для количественной оценки условных обязательств. В настоящее время ведомства представляют свой отчет по условным обязательствам в рамках процесса получения одобрения ГЧП и Национальное Казначейство ежегодно проводит мониторинг этих обязательств.

Кроме того, в течение 2021 года планируется разработка руководства и шаблонов, которые помогут ведомствам из государственного сектора отчитываться по условным обязательствам, а также разработка мер по оценке способности частного сектора выполнять свои договорные обязательства и, осуществлять выплаты в счет погашения долга…

Но возникает вопрос, на который пока нет ответа: ну, предоставили информацию органам.

Дальше что?

Share on facebook
Facebook
Share on twitter
Twitter
Share on linkedin
LinkedIn
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp